Трофеи в передовых частях

По немецким данным из имевшихся в частях РККА перед началом войны более чем 28 000 танков за два месяца боевых действий к 22 августа 1941 г было потеряно более 14 079 танков. Значительная часть из этих машин была потеряна в ходе боев или была уничтожена при отступлении, но огромное количество техники было брошено исправной в парках, на маршах из-за нехватки топлива или оставлено из-за неисправностей, многие из которых могли быть устранены в короткие строки.

По некоторым данным в начальный период войны немцам досталось в исправном состоянии от 900 до 1100 танков Т-26, 300-500 танков БТ, более 40 танков Т-28 и более 45 танков Т-34 и КВ. Захваченные в исправном состоянии танки использовались захватившими их подразделениями и обычно служили до полного выхода из строя. Тем не менее, в 1941 году использование трофейной советской техники в вермахте имело весьма ограниченный характер, что было вызвано с одной стороны с еще достаточной укомплектованностью штатной техникой немецких частей и уверенностью в скором окончании войны, с другой - сложностью идентификации этой техники в ходе ожесточенных боев. Например, первые трофейные Т-34, поступившие в 1, 8, 11 Pz. Div. немцы так и не решились использовать.

Кроме этого существенную роль играло нежелание командиров многих немецких частей сталкиваться с рутиной оформления и отчетности по захваченным трофейным танкам, что не позволяет теперь определить сколь либо точно количество использовавшейся техники. Значительно проще было использовать трофеи без учета, и в случае серьезных повреждений или поломок, а также отсутствия топлива или боеприпасов бросать захваченные машины, не утруждая себя каким либо оформлением актов о потере.

Как и трофейные Т-34, захваченные в исправном состоянии тяжелые танки КВ использовались в немецких подразделениях с начала войны. С середины 1942 года некоторые КВ-1 отправленные на немецкие фабрики, начали снова переправляться на фронт. КВ-1 попали главным образом 1, 8 и 22 Pz. Div. Официальные немецкие источники приводят цифру порядка 50 использовавшихся в вермахте КВ.

К октябрю 1941 г. в немецких подразделениях использовалось около сотни захваченных советских танков, в строй вставали только полностью исправные машины. Основная же масса брошенной техники осталась на полях боев и провела зиму 1941/42 года под открытым небом из-за загруженности ремонтных и эвакуационных подразделений восстановлением собственной техники, после чего пришла в негодность и в дальнейшем отправлялась на переплавку. С ремонтных баз в тот период вермахтом было получено лишь несколько Т-26, БТ и Т-60.

Потери понесенные в 1941 и начале 1942 года при неспособности немецких заводов восполнить понесенные потери заставили больше внимания уделять использованию и восстановлению трофейной техники. Начиная с конца 1941 года захваченные Т-34 начали отправлять на ремонтный завод в Риге для восстановления и модернизации.

Одним из наиболее известных подразделений имевших в составе 2 роты на вооружении трофейную технику в тот период является сформированный 30 мая 1942 PzAbt zBV-66 предназначенный для несостоявшегося вторжения на Мальту. Этот батальон имел в своем составе много редких машин, таких как Pz - I Ausf F , PzKpfw - I Ausf J , PzKpfw - II Ausf F2 (?) c 80 мм лобовой броней, танков КВ-1 и КВ-2, а также Т-34. Трофейные танки были переданы группе армий "Центр" и попали в Ski-Jaeger-Brigade 1 (переименованную в 1.Ski-Jaeger-Division 15 июня 1944), 2.Kp./ Pz.Abt.(z.b.V.)66 была переименована в 4.(Pz.)Kp./schw.Ski.Btl.1. На 30 декабря 1944 1.Ski.Jg.Div. сообщает о 28 T-34, из которых только 9 боеспособны (T-34 и 5 T-43).

С 1943 года количество предприятий занимавшихся восстановлением трофеев увеличилось, к работам были привлечены заводы Mercedes - Benz (Mrienfeld), Daimler - Benz (Berlin) и Wumag (Goerlitz). После боев весной 1943 года за Харьков и его повторного захвата в руки к немцам (2 ТК SS)попало более 50 вполне исправных Т-34/76 в основном выпуска 1942/1943 г из которых в дальнейшем 25 танков досталось 2 Pz. Gr. Div. SS “Das Reich” ( некоторые источники иуказывают, что 22 танка достались 3 Pz. Gr. Div. SS “Totenkopf”). Под контролем J - Staffel 2 SS Pz. Gr. Div “Das Reich” оказался харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ, завод №183, сейчас завод имени Малышева) где было организовано ремонтное подразделение Panzer - Werkstaff SS занимавшийся практически только восстановлением трофейных танков.

Летом 1943 года были организованы целые подразделения оснащенные трофейной техникой, но наиболее широкое применение было в частях SS . 25 танков Т-34 различных годов выпуска вошли в состав 3 Pz.Jg.Abt. 2 Pz.Gr.Div. SS “Das Reich”. В составе батальона Т-34 служили вместе с танками PzKpfw IV оснащенными длинноствольными 7,5 см орудиями выполняя задачи истребителей танков. По данным на 4 июля 1943 г. во 2 Pz.Gr.Div. SS “Das Reich” имелось 18 исправных танков Т-34 и еще 9 находились на ремонте.

С июня по август 1943 на трофейном Т-34 в составе 3 SS Pz . Abt . сражался и известный немецкий танковый ас Emil Seibold . Предполагается, что из 69 побед, записанных на его счет, в тот период им было уничтожено 23 танка. 6 мая 1945 года в ходе последней церемонии награждений ему был вручен «Рыцарский Крест».

Трофейные Т-34 в период боев под Курском использовались и в подразделениях вермахта. Например в 11 Pz. Rgt. 6 Pz. Div. имелось по данным на 26 апреля 1943 г 1 танк Т-34, а на 10 июля 1943 г 4 танка Т-34. В тот же период трофейные Т-34 имелись в Pz.Jg.Abt. 128 23 Pz.Div. Использование трофейных танков в батальонах истребителей танков было наиболее оправдано, что позволяло избегать потерь от своего огня, а с другой стороны заполняло нехватку истребителей танков.

Pz . Jg . Abt 128 23 Pz . Div . использовались трофейные Т-34 и СУ-85 в Румынии и в 1944 году.

Единственный известный случай замены штатного орудия немецким был зафиксирован в том же 1943 году под Белгородом. Танк КВ-1 обр. 1942 года был перевооружен немецким 7,5 см орудием KWK 40 вместо штатного орудия ЗиС-5. Кроме этого танк получил командирскую башенку от танка Pz - III / IV .

Несколько трофейных тридцатьчетверок было отправлено для подготавливаемых во Франции частей, перебрасываемых на Восточный фронт, . Имеются снимки этих машин, подбитых в ходе их применения против высадившихся в Нормандии англо-американских сил, но достоверность снимков вызывает сомнения.

2 Pz.Gr.Div. SS "Das Reich" использовала безбашенные танки Т-34 в Нормандии, их классифицируют как Berge T-34, первое упоминание о них относится к июлю 1944 г. Вероятно три такие машины использовались в ремонтном подразделении). Один снимок такой машины имеется в книге "La Massue" Didier Lodieu, машина сфотографирована в районе Trun-Mont-Ormel, захваченная польскими или британскими солдатами.

В конце 1944 года было создано специальное подразделение “Jaguar” первоначально действовавшее в районе Кракова и имевшее задачи сходные с задачами 150-й бригады дествовашей в Арденнах. Штаты этого подразделения неизвестны, но в его составе была так называемая средняя рота, оснащенная танками Т-34/76 и Т-34/85. Сформировано подразделение было в Восточной Пруссии ( Brauneberg ). В конце 1944 года Kommandoverband была переброшена в составе группы армии «Юг» и в составе 6 ТА SS участвовала в боях на территории Венгрии в январе 1945 года.

Согласно официальным данным в январе 1945 года в частях имелось 49 танков Т-34 из которых по прежнему 29 машин принадлежало 100 Ski Jager Division .

Некоторое количество тяжелых танков КВ-2 было отправлено в Германию для исследований и демонстрации в начальный период войны, где минимум один из них и остался до последнего этапа войны. В апреле 1945 года эта машина защищала завод Круппа от продвижения американских танков. В книге "Die Entscheidungschlacht an rein und Ruhr" H.Euler упоминает о КВ-1 захваченном американцами в 1945 году

Советские танки в полицейских частях

Одной из основных проблем при использовании трофейных советских танков являлась сложность их опознавания своими частями, танки отличавшиеся от техники противника только окраской и символикой зачастую уничтожались в горячке боя огнем своей артиллерии или танков, ориентировавшихся в основном не по знакам, нанесенным на броню и окраске, а по силуэтам машин.

Именно поэтому трофейная техника в основном использовалась в подразделениях истребителей танков, действуя в глубине своих порядков поддерживая их огнем, что исключало возможность их уничтожения «дружественным» огнем. Другим местом активного применения трофейной бронетехники были полицейские части, действовавшие в глубине занятой территории, где трофейная техника использовалась для огневой поддержки.

Отсутствие запасных частей и боеприпасов, а также стремительное отставание конструкций техники захваченной в начальном этапе войны от требований диктуемых реалиями войны, привело к постепенному исчезновению устаревающих трофеев из фронтовых частей и к их постепенному сокращению в тыловых частях. Между тем встречаются снимки различных устаревших машин (БТ-7, Т-26, БА-10 и др.) датируемые второй половиной войны начиная от 1943 и вплоть до 1945 года. Основная масса этих машин входила в основном в состав полицейских частей ( Ordnungspolizei ).

Как минимум один танк БТ-7 имелся в составе 8 полицейской танковой роты с ноября 1943 г. и до конца 1944 г. входившей в состав группы армий Север. Один Т-34 и как минимум один Т-26 входили в состав 9 (verst) Pol.Pz.Ko. и несли службу в группе армий Центр. 12 (Reinforced) танковая полицейская рота использовала несколько советских боевых машин, включая Т-34, Т-60, Т-70, БА-10 и как минимум один Т-26. Со 2 марта 1944 г. 5 (verst) Pol.Pz.Ko.имела 2 взвода по 5 танков Т-34, эти машины несли службу на Украине, а начиная с лета 1944 г. в Италии. Кроме Т-34 в состав роты входили танки Т-70, Hotchkiss, бронеавтомобили БА-64 и Steur ADGZ.

Окраска и обозначения

Окраска трофейных боевых машин во многом зависела от временного периода и от особенностей их применения. Первоначально захваченные машины получали новые обозначения - кресты и свастики, и в таком виде и применялись. В дальнейшем машины применявшиеся на передовой в основной массе начали перекрашиваться в стандартный для германских частей темно-серый цвет Panzer Gray , а в дальнейшем, начиная с 1943 года стали получать камуфляж из грязно-желтого цвета Dunkel Gelb иногда с пятнами или разводами красно-коричневого Rot Brown и/или оливково-зеленого Olive Grun . Наличие базовой окраски советских танков в защитный цвет, имевший зачастую очень широкий разброс оттенков, при нанесении новых цветов создавало порой весьма своеобразный, камуфляж. Зимой машины окрашивались белой клеевой краской.

Вдали от передовой, там где возможность неправильной идентификации была исключена, машины перекрашивались достаточно редко. Иногда на технику наносились камуфляжные пятна Panzer Gray или других цветов. Машины же используемые для охраны аэродромов Luftwaffe нередко перекрашивалась в стандартный для этого рода войск цвет Luftwaffegray ( RAL 7016).

Кроме новых цветов наносились и стандартные знаки быстрого распознавания - кресты им свастики в черно-белой палитре. Знаки наносились на наиболее большие и заметные плоскости машины - бортовые, лобовые и кормовые листы башни и корпуса. Часто на трофейных машинах наносились большие кресты белого цвета, которые до этого наносились на технику в основном в период польской кампании. Знаки обычно имели максимально возможные размеры, намного большие чем наносившиеся на немецкую технику.

Знаки подразделений обычно наносились достаточно редко, в основном в пехотных дивизиях и Scnelltruppen , вместе с ними наносились и тактические знаки, реже на машины наносились номера или индивидуальные надписи. Среди индивидуальных надписей на машинах в основном встречаются мужские имена ( Emil , Karl и др.), имена собственные ( Radetzski , Jaeger и др.), названия диких животных ( Tiger , Leopard и др.) имена городов или провинций ( Dantzig , Saar идр.).

В подразделениях Ordnungspolizei на технику часто наносился знпк размером примерно 24 см с изображением нацистского орла, с головой повернутой вперед по ходу движения машины, помещенного в овале. Официально использовался желтый знак, но встречаются снимки машин с белым знаком, эмблема покрывалась слоем бесцветного лака IQS для защиты от атмосферного воздействия.

 

Дополнения

Иногда на немецких танках явно являющимися немецкими трофеями присутствует обозначение, включающее в себя букву Е, римскую цифру и далее трехзначный номер. На всех имеющихся фотографиях техника имеющая такие обозначения имеет незначительные повреждения, не позволяющие сразу ввести ее в строй, либо просто явно не используется. По имеющимся предположениям буква "Е" означает Erprobung - испробование, испытание, либо Erbeuten - захватить, взять в качестве трофея, хотя вполне возможно что и Evakuieren - эвакуировать, как предписание к эвакувации трофея в тыл. Римская цифра судя по имеющимся снимкам обозначает тип захваченной машины. Арабские цифры вероятнее всего обозначают порядковый номер трофея.

Обозначение
Тип трофея
E I
E II
E III
E IV
E V
E VI
E VII