Куммерсдорфский исследовательский центр

В 1871 году, еще во время франко-прусской войны, прусским военным министерством было принято решение перевести из Тегеля (Tegel), находившегося рядом с Берлином, в более удаленный район артиллерийский испытательный полигон. Наиболее удачным местом оказался куммерсдорфский лес, находящийся на землях провинции Бранденбург в 40 километрах южнее Берлина. До поселка Куммерсдорф была проложена железнодорожная ветка из Берлина (проходящая через пригород Берлина – Мариенфельд (Marienfelde)).


К началу Второй Мировой Войны район вокруг города Куммерсдорф превратился в один из наиболее крупных и, пожалуй, наиболее важный полигон для проведения испытаний образцов вооружения и боевой техники всех типов. Одной из главных причин этому тому была его географическая близость к Берлину, который, помимо свойственной всем столичным городам, насыщенности различными министерствами и ведомствами, являлся центром научно-исследовательской деятельности в области вооружений и отделов управления вооружения родов войск.

Следует также отметить, что Куммерсдорф находился всего в нескольких километрах юго-западнее другого важного немецкого города Вюнсдорф (Wunsdorf) являвшегося пригородом более крупного города Цоссен (Zossen). XX век Вюнсдорфа был тесно связан с военным ведомством. В 1910 году в районе Вальштадт (Waldstadt) был приобретен большой участок земли для нужд кайзеровской армии, где в дальнейшем был создан стрелковый полигон и Прусская пехотная стрелковая школа. Также в 1918 году в Вюнсдорфе была создана ремонтная база для танков, послужившая в будущем базой для создания германских бронетанковых войск. Вюнсдофский многопрофильный полигон, оборудованный специальными стендами для стрельбы, цоссенские военные склады, дёберицинское (Doberitz) и куммерсдорфское стрельбища обеспечивали всестороннюю подготовку танкистов. В 1933 г., в связи с изменениями в политической обстановке, моторизация войск получила приоритетный статус, и на основе военной школы в Вюнсдорфе была создана первая танковая школа со своей постоянной учебной базой и небольшим учебным полем в Цоссене (Panzertruppenschule Wunsdorf-Zossen). С 1939 по 1945 в Вюнсдорфе было размещено верховное командование вооружёнными силами Германии (Oberkommando der Wehrmacht – OKW) и верховное командование сухопутных войск (Oberkommando des Heeres – ОКН).


После создания Куммерсдорфский полигон становится самым важным исследовательским и испытательным центром, где  Управлением Вооружения Армии организуется изучение и испытание образцов зарубежного вооружения и боевой техники.
В предвоенный период подобные образцы приобретались через третьи страны и тайно переправлялись в Германию. Таким образом в Куммерсдорф в начале 30-х изучения были доставлены танки фирмы Carden-Lloyd, а в 1936 году через Голландию легкий танк фирмы Виккерс-Армстронг без вооружения, проходивший по документам как трактор.


С началом боевых действий в Испании захваченные образцы вооружения начали поступать и из этой страны, таким образом в сентябре 1937 года для исследования в Куммерсдорфе оказались советские танки Т-26. После аннексии Чехословакии и присоединения к Рейху Австрии, фонды полигона пополнились и образцами вооружения армий этих двух стран.


Исследовательские работы с образцами вражеского вооружения и техники получили приоритетный статус с началом полноценных боевых действий на Европейском континенте. С этого момента рабочие группы Куммерсдорфа постоянно находились в дороге - в процессе сбора, изучения и проведении первоначальных испытаний захваченной техники, организации ее транспортировки в Германию.
Поезда с захваченными образцами вооружения противника, включавшими артиллерийские орудия, танки, бронемашины, инженерное вооружение и многое другое, спешили в Куммерсдорф.


Трофейные образцы техники проходили изучение на предмет выявления удачных конструкторских решений для их последующего использования при проектировании немецкого вооружения, а также интенсификации исследовательских работ. Использование новых, нестандартных технических решений, выявленных в ходе испытаний, позволило сэкономить Германии  огромное количество времени, денежных средств и материальных ресурсов,  и потому имело большое значение для немецкой программы развития вооружений.


Кроме этого в ходе исследований производился поиск эффективных средств борьбы с образцами вражеского вооружения и методов защиты от него, а также определения возможности и целесообразности использования этого вооружения Вермахтом. Последнее направление получило особенно большое значение в ходе кампаний 1939-1940 годов. И наиболее важным направлением стало своевременное определение тенденций и новых направлений в развитии зарубежного вооружения для принятия своевременных мер.


Еще перед окончанием французской кампании, 10 июня 1940 года из Куммерсдорфа во Францию были направлены трофейные команды, которые проводили всесторонние испытания техники, ее обмеры, после чего принималось решение о необходимости ее транспортировки на испытательный полигон в Германию.


С окончанием кампании, в начале октября 1940 года германский генштаб отдал приказ, согласно которому каждый новый образец захваченной вражеской бронетехники в количестве двух экземпляров должен был предоставляться в исследовательский центр  Куммерсдорф для проведения всесторонних испытаний. Всесторонняя оценка захваченных автомобилей, бронемашин и танков, собранных Управлением Вооружений армии проводилась в Куммерсдорфе на старом испытательном полигоне за восточным стрельбищем. После этого, как правило, образец передавался на хранении в так называемый арсенал  Куммерсдорфа, который располагался за зданием штаба.


Второй экземпляр бронеобъекта должен был направляться в адрес Управления Вооружений, и направляться в коллекцию танкового музея Вермахта, располагавшегося в  пригороде Штеттина, городе Альтдамм (Stettin-Altdamm) (в настоящее время эти города несут польские названия Щецин-Дабье (Szczecin-Dabie)), основанного после начала войны. Практически весь спектр бронетехники противостоявшей германским частям в ходе французской кампании пополнил эти коллекции.

Французские танки и бельгийский бронеавтомобиль в коллекции танкового музея в Штеттине

(From e-shop)

Британские танки в коллекции танкового музея в Штеттине

(From e-shop)


Изучение технических решений отдельных агрегатов и систем французских танков дало германским конструкторам и военным немало инженерных идей. Наибольший интерес германских конструкторов вызвала электромеханическая трансмиссия, установленная на французском танке Char 2C, это техническое решение вдохновило немецких конструкторов, особенно профессора Фердинанда Порше (prof. Porshe), на применение такого конструкторского решения в конструкции тяжелых танков. Работы по её исследованию в течение нескольких месяцев проводились фирмой Daimler-Benz, расположенной в пригороде Берлина Мариенфелде (Berlin-Marienfelde). Другим интересным для германских конструкторов решением оказалась гидромеханическая трансмиссия Naeder фирмы Chaize установленная на французском танке B-1bis. Этот агрегат поставлялся в комплекте с переключателем скоростей Fieux и коробкой передач Schneider и давал возможность сразу переходить  с 1-й на 4-ю передачу. Еще одним прототипом, давшим прорыв немецким исследованиям, оказался малый гусеничный тягач, вытащенный из реки Сены (Siena), ставший основой при разработке дистанционно-управляемых носителей зарядов.


Наиболее высокий приоритет задачи испытания захваченного вооружения приобрели после 22 июня 1941 года. Усилия были сосредоточены на исследовании методов и средств борьбы с новыми советскими танками. Как и в предшествующих европейских кампаниях, специальные команды из Куммерсдорфа, Хиллерслебена (Hillersleben) и других исследовательских центров начали активный сбор и вывоз трофейного советского вооружения.
Вся основные типы советской техники, противостоявшие немецким войскам в ходе операции «Барбаросса» оказались в коллекции танкового музея. И в дальнейшем, все появляющиеся на фронте новые образцы техники также направлялись на исследование.  Трофеи не всегда отправлялись в Германию в двух экземплярах, в некоторых случаях направлялся один единственный экземпляр, как это вероятно было с танком Т-35, в других в более массовом количестве, как это было с основным противником панцерваффе, танком Т-34, или тяжелым КВ.

Коллекция советской техники на выставочной площадке исследовательского центра в Куммерсдорфе.

(From e-shop)


Уже 27 июня 1941 года специальной комиссией был представила первый отчет, содержащий оценку советских танков. В декабре 1941 года для проведения цикла испытаний в технический испытательный отдел был доставлен первый Т-34. Под руководством доктора технических наук Кноппека (H.Knoppeck) танк подвергся доскональному изучению. В заключении, подписанном инженер-полковником Эссер (Oberst. Dipl.Ing. Esser) говорилось о необходимости копирования конструкции советского танка промышленностью Германии. Известно что на основании исследования была разработан брошюра, экземпляр которой был обнаружен в 1943 году в одном из немецких трофейных танков в котором демонстрируется баланс показателей, выводя его на место лучшего танка. Значительный интерес вызвали результаты испытаний танков Т-38 и Т-40 в акватории озера Мелензе (Mellensee) недалеко от Цоссена, по которым был составлен отчет. К тому моменту Германия уже разработала собственные, весьма громоздкие из-за габаритных съёмных поплавковых конструкций, плавающие модификации линейных Pz Kpfw II для планировавшегося вторжения на Британские острова в рамках операции  «Морской Лев» (“Seelowe”). Т-40, при сопоставимом бронировании и огневой мощи, выгодно отличался от них компактностью и рациональностью конструкции.


Тяжёлые географические и климатические условия, с которыми германским вооружённым силам пришлось столкнуться на Восточном Фронте, привели к появлению новых требований, предъявляемых армейским испытательным центром в Куммерсдорфе к тестируемым новым образцам вооружений. В результате для проведения испытаний в суровых условиях русской зимы, специальные команды были направлены в Могилев (Mogilev) в ходе зим 1942-1943 и 1943-1944 годов.


В течении Второй Мировой Войны Управление Вооружений очень часто использовало базу Куммерсдорфского испытательного полигона для демонстрационных показов новых образцов различным высокопоставленным чиновникам и военным, включая представителей иностранных делегаций и дипломатического корпуса.


Частым гостем в Куммерсдорфе был Рейхсминистр вооружения и военной промышленности Альберт Шпеер (Albert Speer).
Армейский испытательный полигон послужил базой  для создания многочисленных учебных фильмов по заказу OKH и OKW. В случае если  а также разработка необходимых руководств по эксплуатации.


К весне 1945 Германия стала полем битвы, что вызвало необходимость реорганизации и перемещения документов испытательного центра, в результате чего многие документы были утеряны либо уничтожены. Начались перемещения и имущества полигона. В начале марта 1945 года был создан танковый батальон «Куммерсдорф», укомплектованный разнообразной техникой из испытательной роты, который был переброшен на фронт под Одер. Часть этого танкового батальона вошла в состав танковой дивизии «Мюнхеберг» (Panzer Division «Muncheberg») формирование которой началось 5 марта 1945.


Генерал-инспектор танковых войск упоминает структуру танковой роты «Куммерсдорф» в ходе совещания в ставке фюрера 31 марта 1945. Она состояла из трех танковых взводов (частично подвижных), одного взвода разведывательного взвода бронемашин, пехотного (гренадерского) взвода сопровождения, и одного танкового взвода (не мобильных машин). Техника была взята из числа направленных на испытания машин, рота включала PzKpfw VI “Tiger II” (Sd.Kfz. 182), “Jagdtiger”, два американских танка «Шерман», итальянский танк P-40 (i), а также несколько носителей зарядов B IV вооруженных пулеметами (другие источники приводят иные данные наличия техники).


Согласно телекса от 4 апреля 1945 года, по крайней мере часть танковой роты должна был быть переведена в район Дрездена (Dresden). Немобильная техника, включая танк «Tiger» с башней Porsche приняла участие боях в апреле юго-восточнее куммерсдорфского полигона.

Общий вид центральной части исследовательского центра . Лето 1945. Обратите внимание, что танки КВ-85 и "Шерман" по прежнему остаются на территории полигона и видны на левой части снимка.

(Журнал "Техника и вооружение" №10/2012 )


Другое танковое подразделение было сформировано в Куммерсдорфе и приняло участие в боях 21 апреля 1945 южнее Цоссена в направлении Барут (Baruth), с задачей остановить продвижение войск 1-го Украинского фронта наступавших с направления Голссен (Golssen), как часть боевой группы Кетхер (Kaether, Kather). Рота включала 42 единицы техники, включая как минимум один танк PzKpfw V “Panther”. В ходе боя около населенного пункта Барут (Baruth) танковое подразделение было полностью уничтожено.


Судьба коллекции трофейной техники Куммерсдорфского исследовательского центра не установлена, впрочем отрывочная информация все же доступна. Известно, что в конце 1944 года американская техника из коллекции куммерсдорфского танкового полигона, пригодная к использованию, была направлена в 150-ю танковую бригаду под командованием Отто Скорцени, где применялась  в ходе операции «Гриф» («Greif»).


Тяжелый пятибашенный танк (идентифицируемый как трофейный советский танк Т-35), входивший в боевую группу Риттера (созданную 20 апреля 1945 года), сражавшуюся в районе Цоссена (Zossen, пригород Берлина) упоминается в ряде источников. Известно, что танк был достаточно быстро подбит.


В фотоальбоме командира 1059-го стрелкового полка 297-ой стрелковой дивизии Гвардии подполковника Михаила Александровича Толкачева имеются фотография брошенного около дороги танка Renault D2, сделанная 22 апреля 1945 года, подпись к которой гласит, что снимок сделан в районе Цоссена (в подписи неверная транскрипция Сосен). На другой фотографии, запечатлевшей тяжелый танк «Пантера» 27 апреля 1945 года, в предместьях Берлина, на заднем плане видно несколько британских крейсерских танков, по всей видимости ранее также принадлежавших коллекции германского танкового музея.

Французский танк Renault D2 недалеко от Цоссена. 22 апреля 1945

(Фотографии из семейного архива М.А.Толкачева)

На заднем плане фотографии британские крейсерские танки ранее принадлежавшие коллекции исследовательского центра Кумерсдорф. Пригороды Берлина, 22 апреля 1945.

(Фотографии из семейного архива М.А.Толкачева)

(Фотографии из семейного архива Х.С.Богданова)

(Фотографии из семейного архива Х.С.Богданова)

9 марта 1945 г. командующим группой армий «Висла» был подписан приказ о передаче музейных танков в состав частей, занимающих оборону вокруг «крепости Штеттин» где она должна была использоваться для усиления создаваемых опорных пунктов в качестве неподвижных огневых точек, вся непригодная для этого техника подлежала уничтожению. Сколько и каких именно образцов трофейной бронетехники имелось в музее, и сколько было вновь использовано, к сожалению, установить не удалось, как не удалось установить их дальнейшую судьбу. Однако известно, что 24 марта 1945 года в боевом подразделении «Штеттин» числился один танк Т-34, находившийся в среднем ремонте, но вполне возможно, что это был не музейный экспонат, а недавно захваченный трофей.

Открытая экспозиция коллекции танкового музея в Венне, Австрия (Heeresmuseeum).

(From e-shop)

 

Источники

1. The Wehrmacht Weapons Testing Ground at Kummersdorf. Wolfgang Fleisher.

2. Материалы сайта Вюнсдорф-клуб (wuensdorf-klub.org)

3. Танки – вперёд! Г. Гудериан. М., Воениздат, 1957.

4. Heeresversuchsstelle Kummersdorf. Augenzeugenberichte. Fotografien. Akten 1974-1945. Wolfgang Fleischer.

5. Regenberger, Dr. Werner. Beutepanzer unterm Balkenkreuz. Amerikanische und englische Kampfpanzer.Waffen

6. «Combat History of schwere Panzerjager Abteilung 653». Karlheinz Munch. Fedorowicz Publishing. 2005.

7. Фронтовая иллюстрация №5/2004 Танковые соединения вермахта в 1945 году. Ч.2 .В. Коломиец.